Школа № 152

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 152 имени А.Д. Березина»

г.Красноярск

Нужно ли проверять уроки за своим ребенком или выполнять их вместе?

«Нужно ли проверять уроки за своим ребенком или выполнять их вместе?» — Один из самых непростых вопросов, на который предстоит найти ответ каждому родителю!
«…..Невозможно дать однозначный ответ на вопрос «С какого возраста ребенок сам может делать домашние задания?». Это зависит от умения организовать свое время и пространство, от режима, от уровня знаний ребенка и его способности применить эти знания, от имеющихся у ребенка трудностей обучения и еще от многого другого. Только в силах родителей помочь своему ребенку..»
«…..Все зависит от ребенка. Если он организованный и смекалистый, то очень быстро будет самостоятельным и его уроки не будут вашей проблемой. Ему нужно только вначале помочь понять, как важно учить все систематически. Если же ребенок совсем другой, то возможно помогать нужно будет до конца школы. Но, как правило, истина где-то посередине….»
И действительно, кто может подсказать, до какого возраста следует выполнять домашние задания вместе со своим ребенком? И в каком классе можно полностью положиться на ребенка? Попробуем разобраться.
Отправляясь в первый класс, ребенок еще не знает, что его ждет. Ведь в детском году совсем иной подход к образованию. Потому оказавшись на школьной скамье, ребенку порой непросто бывает войти в новый учебный ритм. И в этом ему могут помочь родители.
Большинство психологов сходится на том, что в начальных классах мамам и папам действительно следует заниматься вместе с малышом. Необходимо досконально разбирать домашние задания и «курировать» процесс выполнения. Однако, очень важно при этом не давить на юного учащегося. Он должен понимать, что родители вмешиваются не для наказания за ошибки, а для того, чтоб помочь, выручить его и разъяснить особенно «опасные», сложные темы.
Важно научить ребенка правильно организовывать свое время, для этого вместе с ребенком составляется режим дня, визуализируется (оформляется как плакат и пр.) на каком-нибудь видном месте и нужно постоянно обращаться к нему, чтобы дошло до автоматизма. С первого класса нужно научить ребенка пользоваться письменной инструкцией. Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что же надо делать. Если инструкция к упражнению большая, многоступенчатая (надо выполнить несколько заданий), и ребенок не может сразу ее запомнить, выполнять задание можно по этапам. Но ребенок сам должен читать задание к каждому этапу и пояснять, что он будет делать. Письменную работу сам ребенок должен проверить, и только потом родители, если были допущены ошибки, могут указать на недостатки. Нужен ли черновик? Да, необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, делать все разборы, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается.
С годами растет не только ребенок — меняется его школьная программа, учебные книги и даже компьютерные столы. Меняется и отношение школьника к проверке его домашнего задания. Во-первых, он куда менее охотно предоставляет тетради для проверки их родителями. Во-вторых, становится сложнее и задания, которые он получает.
В этом возрасте необходимо приучить его к самостоятельному решению всех задач. А потому не стоит предлагать ему готовые решения или разбираться с темами уроков за него. Однако, и пускать ситуацию «на самотек» не следует. Специалисты рекомендуют следить за временем, которое ребенок выделяет для уроков и за полученными оценками. И действовать уже в зависимости от них.
Тем более что фактически проверить правильность выполненных заданий в старших классах бывает очень непросто. Ведь немногие родители могут похвастаться, что идеально помнят школьную программу. Так что, даже покинув кресло-качалку и вновь взявшись за детские учебники, не так-то быстро получится сориентироваться в непростых химических или алгебраических задачах.
Подводя итоги, необходимо сказать, что наиболее сложным будет выделить ту грань, когда от выполнения заданий вместе с ребенком следует перейти только лишь к их проверке, а после этого – вообще «отойти» в сторону. Ведь лишь тогда ученик приучится к самостоятельности, приучившись при этом к регулярному и тщательному выполнению всех уроков. Весь процесс обучения ребенка в школе требует от родителей большого терпения.
Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним. Постепенно ребенок научится делать все сам!
Желаем всем удачи в процессе школьного обучения и приобретения новых знаний!!!